четверг, 14 мая 2009 г.

СССР?

Наткнулся на интереснейшую статью 1969 года Андрея Амальрика, под названием "Просуществует ли советский союз до 1984 года?". Кроме предположения о войне с Китаем и промашки на 7 лет (ну кто знал, что цены на нефть так скакнут?) всё описано очень чётко.
Поразительно, насколько свежо читается статья. Замени СССР на РФ и получи аналитическую статья для коммерсанта ;)

Пара особенно понравившихся абзацев:
"В нашей стране, поскольку мы все работаем на государство, у всех психология чиновников — у писателей, состоящих членами Союза писателей, ученых, работающих в государственном институте, рабочих или колхозников в такой же степени, как и у чиновников КГБ или МВД. Разумеется, так называемый “средний класс” не только не представляет исключения в этом отношении, но для него, как я думаю, эта психология в силу его социальной срединности как раз наиболее типична. А многие члены этого класса попросту являются функционерами партийного и государственного аппарата, и они смотрят на режим как на меньшее зло по сравнению с болезненным процессом его изменения."

"Привыкнув беспрекословно подчиняться и не рассуждать, чтобы прийти к власти, бюрократы, наконец получив власть, превосходно умеют ее удерживать в своих руках, но совершенно не умеют ею пользоваться. Они не только сами не умеют придумать ничего нового, но и вообще всякую новую мысль они рассматривают как покушение на свои права. По-видимому, мы уже достигли той мертвой точки, когда понятие власти не связывается ни с доктриной, ни с личностью вождя, ни с традицией, а только с властью как таковой: ни за какой государственной институцией или должностью не стоит ничего иного, как только сознание того, что эта должность — необходимая часть сложившейся системы. Естественно, что единственной целью подобного режима, во всяком случае во внутренней политике, должно быть самосохранение. Так оно и есть. Режим не хочет ни “реставрировать сталинизм”, ни “преследовать представителей интеллигенции”, ни “оказывать братскую помощь” тем, кто ее не просит. Он только хочет, чтобы все было по-старому: признавались авторитеты, помалкивала интеллигенция, не расшатывалась система опасными и непривычными реформами. Режим не нападает, а обороняется. Его девиз: не троньте нас, и мы вас не тронем. Его цель: пусть все будет, как было. Пожалуй, это самая гуманная цель, которую ставил режим за последнее полстолетие, но в то жe время и наименее увлекательная."

"Русскому народу, в силу ли его исторических традиций или еще чего-либо, почти совершенно непонятна идея самоуправления, равного для всех закона и личной свободы — и связанной с этим ответственности. Даже в идее прагматической свободы средний русский человек увидит не возможность для себя хорошо устроиться в жизни, а опасность, что какой-то ловкий человек хорошо устроится за его счет. Само слово “свобода” понимается большинством народа как синоним слова “беспорядок”, как возможность безнаказанного свершения каких-то антиобщественных и опасных поступков. Что касается уважения прав человеческой личности как таковой, то это вызовет просто недоумение. Уважать можно силу, власть, наконец даже ум или образование, но что человеческая личность сама по себе представляет какую-то ценность — это дико для народного сознания. Мы как народ не пережили европейского периода культа человеческой личности, личность в русской истории всегда была средством, но никак не целью. ... У русского народа, как это видно и из его истории, и из его настоящего, есть во всяком случае одна идея, кажущаяся позитивной: это идея справедливости. Власть, которая все думает и делает за нас, должна быть не только сильной, но и справедливой, все жить должны по справедливости, поступать по совести. За это можно и на костре сгореть, а отнюдь не за право “делать все, что хочешь”! Но при всей кажущейся привлекательности этой идеи — она, если внимательно посмотреть, что за ней стоит, представляет наиболее деструктивную сторону русской психологии. “Справедливость” на практике оборачивается желанием, “чтобы никому не было лучше, чем мне”[30]. Эта идея оборачивается ненавистью ко всему из ряда вон выходящему, чему стараются не подражать, а наоборот — заставить быть себе подобным, ко всякой инициативе, ко всякому более высокому и динамичному образу жизни, чем живем мы. Конечно, наиболее типична эта психология для крестьян и наименее — для “среднего класса”."

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

Эссе прочитать любопытно, с самиздатом вообще и статьями того времени я совсем не знаком, интересно, что писали в 69 году и как думали :)

Я со скепсисом отношусь к любым социальным прогнозам на длинную перспективу. Как грамотно было написано в одной экономической рассылке, которую я получал в свое
время - "Любые совпадения данного прогноза с реальными событиями случайны и непреднамерены" :) В статье Амальрика много правильных мыслей, но много факторов упущено, и достаточно много ошибок, поэтому в результате из прогноза правдался
реально только распад СССР, но причины и история распада сложились совсем не так,
как он спрогнозировал.

Как я себе это понимаю, СССР был этапом "проекта", основанным на специфической "социальной вере/религии" - верой в светлое коммунистическое будущее (и эта вера разделялась очень большой долей населения страны, достаточно мемуары почитать, например, моего школьного классного руководителя-физика, или вспомнить, во что
верили те же мои родители). У этого проекта была стратегия - СССР как прообраз "земшарного СССР" (это даже в конституции в свое время было записано). Но Вторая мировая сложилась не так, как планировалась, и эта стратегия не сработала.

Выработать адекватную другую стратегию не удалось - решили играть с западом на его же поле материального достатка, население стремительно превращалось в обыкновенных мещан (я это слово без всякого негатива употребляю), но в области обеспечения материального потребления у социалистической модели экономического управления было
мало шансов. Вначале был рывок (для которого модель была хороша), но потом начались проблемы.

Про отсутствие привычки к самоуправлению - в 1969 году с этим нельзя не согласится, ее уже было мало. В революцию/гражданскую/вторую мировую очень многих
уничтожили, которые пытались участвовать в самоуправлении, а остальных запугали
(вот мой дед был из семьи "кулака" - фермера, его запугали на всю жизнь, он потом
всегда боялся покупать вещи, ибо их могут отнять. Даже когда ему Волгу предлагали
за его должность глав. инженера шахтерского треста он отказался, ибо страх с
детства засел очень глубоко). Да, национальные республики сразу отвалились, но это
было понятно и по 1917 году, и по 1941.

Но дальше ошибки. Например, он ошибался в описании режима. Да в нем была сильная клика, которая "оборонялась" и пыталась все оставлять по старому (которая
выдвинула своим лидером Брежнева). Но было много активных сил за "реформы". Первый
раз это были "косыгинские реформы", которые свернули из-за развития добычи нефти в
сибири. Второй раз это был Горбачев. Т.е. все реформы двигались сверху, таки да
при некотором "бурлении говн" снизу. Но это бурление было главным образом из-за
экономических проблем - история других стран учит, что население легко прощает недостаток свободы если его благосостояние растет. И быстро пресыщается свободой,
если с благосостоянием беда. Ошибки властей в экономических реформах (сравним с
Китаем) и привели к проблемам и распаду.

И, я думаю, главное, что он не принимал в расчет - и в этом он совпадает с почти
всеми сторонниками демократии в россии и в его время, и позже - это "цена
свободы". Для обеспечиния большой личной свободы в демократических странах
приходится платить высокую цену - жесткое насаждения соблюдения законов, с
регламентацией всего того, что "не разрешено". Про эту цену никто из демократов не
думал. И соблюдение законов насаждалось просто фашистскими методами - и за долгое
время население с ними свыклось, поэтому почти все соблюдает автоматически, из-за
этого возникает иллюзия, что свободы больше, чем есть на самом деле. Во-первых,
крутые наказания в течение долгого времени (до уровня штрафов за те же дорожные
нарушения нам еще очень далеков - и я имею в виду сравнительный уровень).

Во-вторых, очень жесткая регламентация - попробуй сам балкон застекли, к тебе тут
же с полицией придут, если это не разрешено. Или те же парковочные места, которые жестко закрепляются за квартирами и т.д. В третьих, "вечная бдительность" - когда
каждый в меру сил следит за соблюдением законов окружающими, а это бесконечное стукачество по нашим понятиям. В швеции, как пишут, можно запросить налоговую
декларацию соседа, чтобы оценить самому - мог ли он действительно купить такую дорогую машину?

Vezhnick комментирует...

Ну давай тогда по порядку. Я бы сразу выкинул экономическую сторону дела, тут статья скорее об обществе нежели каких-то конкретных экономический действиях/условиях. Да он об экономике толком и не говорит.
Ты говоришь, что он сильно ошибся в описание режима и тут я с тобой готов поспорить. Притом, опять же, он писал не столько про "режим" сколько про общество в целом. Ты, мне кажется, путаешь прявящие верхи с системой в целом. Важна вся перамида власти в целом, а главное среднее звено, особенно в стране такого размера (в России от министра до самого мелкого чиновника во много раз дельше чем в какой-нибудь Швеции). Именно этот слой был инертен и парализован. Политическая воля верхов выливаясь из высоких кабинетов высыхала не дойдя даже до функционеров всяких там главко. А в СССР все были гос работниками. То есть снизу то же была пустыня инициативы. Был такой анекдот про перестройку в период властной инициативы "ускорение":

"Как вы работали до ускорения?
Тяяп -- ляяп -- тяп -- ляп.
А как работаете теперь?
тяп-ляп-тяп-ляп."

Я слабо верю в большую роль личности в истории, кучки личностей то же не особо. Тех кто действительно хотел перемен и готов был пойти для этого до конца было очень мало. Когда их стало достаточно, отчасти из-за падения цен на нефть экономики СССР вслед за ней, случилась смена власти. Люди у Белого Дома не просто так сидели и готовы были его защищать.
Вера в "светлое будущее" в описываемые времена была роскошью избранных. Да, такие люди были, в Москве, в среде интеллигенции, но в среднем люди ни в это верили слабо. Примерно как с современными православными, крестики у всех есть, но библию никто и в руках-то не держал. Это, пожалуй, только моё мнение (про веру), но тут мы только предполагать можем.

Это про общество, следующим постом отвечу про свободу.

Vezhnick комментирует...

Теперь про цену свободы. Ты пишешь:

"Для обеспечиния большой личной свободы в демократических странах
приходится платить высокую цену - жесткое насаждения соблюдения законов, с
регламентацией всего того, что "не разрешено"."

И я тебя тут не понимаю. Уголовные и прочие кодексы в Европейских странах очень разные и по размеру и по содержанию. В Швейцарии законов, чисто количественно, очень мало, зато судьи и прокуроры выборные, что даёт им право интерпретировать закон, когда что-то не кристально ясно. Если эта трактовка не совпадает с мнением избирателей, его просто не переизберут. Я не знаю как 100 лет назад, но сейчас в Швейцарии и Европе вообще законы безумно мягче Российских. Сесть в Швейцарии можно только за что-то очень серьёзное. Я интересовался этим у приятеля, который учится на юриста и недавно проходил практику в местной прокуратуре. Почти все наказания денежные, считаются в процентах от твоего дохода. Если резюмировать - здесь намного мягче законы.

Теперь про стукачество. Отношение в РФ к доносительству сформировано как раз советской системой, когда доносили в заведомо не справедливые органы, анонимно и за частую за преступления вроде "он перед автоматом ку неделал". В цык с гвоздями посылали, к сожалению не только взяточников. В Европе, если ты пишешь заявление на соседа, то его будут расследовать и судить справедливо и не предвзято. Суд в Европе это вообще не столько конфронтация, сколько разбирательство. "Заплатить цену свободы" в виде справедливых судов и органов правопорядка, в которые надо будет, проявляя гражданскую активность, обращаться, заплатить были готовы все демократические деятели России. Другое дело, что платить не кому. Эта система инертна и работать таким образом совершенно не собирается, а как менять не понятно - та же проблема что и с бюрократами.

Да и на самом деле, судя по тому что ты пишешь слова автора про то что "непонятна идея самоуправления, равного для всех закона и личной свободы — и связанной с этим ответственности." Верна до сих пор. В том то и дело, что закон, прежде всего должен быть равен для всех, а личная свобода должна быть основой этих законов, быть его фундаментальной ценностью. Это как раз значит "разрешить всё", это значит, что при составление и слежением за выполнением законов личность "является целью, а не средством" (как у старины Канта в моральном императиве :) ). Воровать - это преступление против той же самой личности и в итоге потому и наказывается. Не платить налоги плохо по той же самой причине.
Поэтому и поинтересоваться, насколько ты хорошо соблюдаешь договор с обществом не стыдно - общество за тебя, как за личность, горой, ты только не забывай свою часть договора.

Анонимный комментирует...

Статья - все-таки попытка некоторого прогноза. Поэтому, если обсуждать именно её - то прогноз в ней не оправдался и существенно. Именно потому, что он описывал общество с социально-политической точки зрения, не говорил ничего об экономике (а она на общество ого-го как влияет) и о многом другом.

А дальше можно беседовать о российском обществе и истории вообще :)

"Мы хотим перемен" - это достаточно точно описывает мысли большинства советских людей в 80е. И серой массы функционеров в целом - тоже. Я даже немного помню это все. Например, КВНы на самом рубеже, когда шутили про развал СССР перед тем как оно собственно и произошло.

И тут начинается "роль личности в истории". Весьма случайным образом "у руля" оказываются люди, принимающие законы, столь существенные, что система управления обществом и экономикой меняется радикально, но результат которых они совершенно не могли предсказать ввиду своего крайне слабого понимания устройства западного общества - и всей той системы ограничителей и противовесов, которые должны стабилизировать общество.

Анонимный комментирует...

Про общество:

Самое правильная мысль, которая была в статье - это отсутствие привычки и навыков самоуправления в СССР. И это крайне важный момент, который упустили во время перестройки. Свобода превращается в хаос при отсутствии навыков к самоуправлению. Точно так же, как математике учат с азов, а не с интегрирования, этими социальными навыками люди овладевают постепенно. Поэтому нужно было дать им шанс это так и делать.